Позиция экономического ведомства коррелирует с намерением властей заморозить на три года коммунальные тарифы для бизнеса, говорят эксперты.

Как выяснили «Известия», Минэкономразвития считает возможным понизить тарифы по обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО), предлагая выйти на итоговое решение по этому вопросу уже до конца года. Свою позицию ведомство в ближайшее время представит в правительство. Тем самым экономическое ведомство не согласилось с Минфином, который ранее заявлял, что корректировка тарифов в настоящее время нецелесообразна.

– Действующие тарифы не в полной мере отвечают критерию экономической обоснованности, – сообщили «Известиям» в Минэкономразвития.

В ведомстве пояснили, что в нынешних условиях на бизнес возложено больше ответственности, чем необходимо в соответствии с законом. Поэтому Минэкономразвития предлагает понизить тарифы уже в ближайшей перспективе.

Обязательное страхование опасных объектов (ОСОПО) в России введено с начала 2012 года. Закон об ОСОПО был инициирован после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшей в августе 2009 года. В результате происшествия погибло более 75 человек.

Помимо гидротехнических сооружений к опасным объектам в настоящее время отнесены также электрогенерирующие компании, горно-металлургические предприятия, автозаправочные станции, тоннели, канатные дороги, лифты, эскалаторы и проч. Владельцы таких объектов по закону обязаны застраховать свою ответственность за причинение вреда в случае аварии на них. Тарифы по данному виду обязательного страхования по закону устанавливает Банк России.

В июле этого года премьер Дмитрий Медведев дал поручение ряду ведомств (Минфин, Минэкономразвития, ФСФР и Ростехнадзору) рассмотреть возможность корректировки тарифов. Данный вопрос был поднят в связи с тем, что объем выплат, произведенных по данному виду страхования, существенно меньше величины собранных премий. Так, по итогам 2012 года по данному виду страхования было получено премий в размере 9,1 млрд рублей, при этом выплачено пострадавшим за тот же период 65,6 млн рублей.

Минфин в этом вопросе поддержал страховщиков, указав, что превышение полученных премий над выплатами обусловлено тем, что данный вид страхования отличается редкими, но крупными убытками. Таким образом, накопленные средства позволят страховщиками обеспечить будущие выплаты. К тому же для анализа ключевых показателей, необходимых для расчета тарифов по подобным видам страхования, требуется данные за период не менее трех лет. В настоящее время производить корректировку тарифов Минфин считает нецелесообразным.

Минэкономразвития же встало на сторону бизнеса, что логично. Ведомство парировало тем, что изначально при расчете размера тарифов использован ряд не вполне верных исходных данных – например, заниженное число опасных объектов. Кроме того, отмечают в Минэко, при оценке частоты возникновения аварий учтены случаи, которые по закону страховыми не являются и др. В итоге, по мнению экономического ведомства, это привело к нормативному завышению уровня тарифов. Указанные моменты не требуют длительного опытного подтверждения, настаивают в Минэкономразвития. При этом из реального сектора изымаются финансовые ресурсы.

Вице-президент ОСАО «Ингосстрах» Илья Соломатин считает, что ключевая задача сейчас – сбор объективной информации. Часть предприятий, по его словам, начала страховаться только с 2013 года.

– Мы не обладаем полной информацией о рынке и не можем до конца оценить, какими в итоге окажутся потенциальные убытки в ОСОПО. Очевидно одно, и это подтверждает мировой опыт: одна крупная авария способна перекрыть весь годовой объем сборов, – говорит Соломатин.

Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев соглашается, что событиям в ОСОПО присуща высокая катастрофичность: достаточно одного крупного события на 6,5 млрд рублей – и страховая система даст трещину. Так, если бы одна из версий трагедии в Крымске о сбросе воды из хранилища подтвердилась, то выплаты пострадавшим могли составить до 6,5 млрд рублей. Их объем превысил бы сумму всех страховых резервов страховщиков по данному виду страхования, сформированных за весь 2012 год.

Вместе с тем начальник управления продаж и развития агентской сети Солид Банка Сергей Миронов подметил, что позиция страховщиков очевидна: они не заинтересованы в снижении доходной части. Тогда как позиция Минэкономразвития, по его словам, отражает намерение властей в условиях сложившейся экономической ситуации заморозить тарифы естественных монополий. Эти нормы содержатся в проекте бюджета на следующую трехлетку, который внесен в Госдуму. Согласно документу, тарифы на газ, электроэнергию, тепло предполагается заморозить для промышленных потребителей.

Член президиума «Опоры России» Марина Блудян соглашается, что в нынешних условиях бизнесу нужны послабления. Она также выступает за пересмотр тарифов, особенно с учетом того, что за прошлый год не произошло ни одного страхового случая на таких опасных объектах, как лифты и автозаправочные станции.

Однако страховщики напоминают, что и действующие тарифы не являются столь непосильными для предприятий. Так, по итогам восьми месяцев 2013 года размер средней премии по обязательному страхованию опасных объектов составил чуть более 37 тыс. рублей. А владелец шахты сегодня ежегодно платит страховой взнос в размере 494 тыс. руб., что равно примерно стоимости 163 т угля, который добывают на крупной шахте типа «Распадская» в течение 8 минут.

Источник: Известия, 10.10.13

Автор: Ширманова Т.