Минфину удалось убедить коллег-чиновников и страховщиков в том, что его законопроект о страховании имущества граждан от чрезвычайных ситуаций (ЧС) пригоден для внесения в правительство с незначительными изменениями. Конструкция защиты осталась прежней: нет страховки – нет полноценной компенсации. Но экономическая конкретика, которую так ждали страховщики и правительство, в тексте не появилась.

Как стало известно «Ъ», на совещании у заместителя главы Минфина Алексея Моисеева участники рынка вместе с представителями заинтересованных министерств обсудили финальную версию законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий» (есть в распоряжении «Ъ»).

Окончательный вариант проекта мало чем отличается от текста, подготовленного Минфином после совещания 8 ноября у первого вице-премьера Игоря Шувалова всего за пару дней. Документ описывает схему добровольного страхования жилья, главной особенностью которого является правило: в случае потери единственного жилья в результате ЧС на полную компенсацию от государства может рассчитывать лишь тот, кто предварительно застраховал свою недвижимость. Всем прочим будет предоставлено жилье по договору социального найма – его нельзя приватизировать и передать по наследству.

Программу страхования, перечень рисков определяют регионы. В финальной версии документа появилось добавление – они будут делать это «с учетом минимальных (стандартных) требований к условиям страхования в рамках программ, установленных правительством». Авторы проекта учли критику ЦБ и участников рынка, которым не понравилась излишняя самостоятельность регионов в вопросах страхования жилья. В остальном схема осталась прежней: гражданин выбирает форму компенсации – деньги или жилье, оплата страхования включается в коммунальные платежи и предполагает рассрочку.

Минфин должен внести законопроект в правительство 20 декабря. Алексею Моисееву удалось убедить участников совещания в его пригодности. Однако страховщики и чиновники сообщили «Ъ», что в проекте все же не хватает конкретики и «федерального уровня». «Мы столкнулись с тем, что, описывая добровольный вид страхования, заложить действенные рычаги по масштабному его проникновению невозможно», – признался «Ъ» президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. В итоге есть опасение, что в регионах, которые испытывают бюджетные трудности, будет происходить то, что сейчас наблюдается в сельхозстраховании с господдержкой, уверен он: «Работать модель будет слабо, это будет законом для отдельных богатых территорий». Законопроект требует серьезной доработки до внесения в Госдуму, говорит первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин: «Необходимо усилить федеральную часть, учесть особенность субъектов, качество жилья, возможность дистанционного заключения договоров для отдаленных территорий».

«Хотелось бы видеть, что выиграет бюджет от введения конструкции со страхованием, – заявил «Ъ» чиновник экономического блока. – Чисто бюрократически проект Минфина – достойный документ, но экономической сути в нем недостает».

Страховщики уже подготовили письмо в Минфин (есть в распоряжении «Ъ»), в котором просят доработать проект. «Если не будет федеральной программы и федеральных субсидий для ее реализации, регионы утвердят программы по минимальным требованиям, а это страхование на случай утраты (полной гибели) жилого помещения. Такое страхование большинство населения не заинтересует», – говорится в обращении ВСС в Минфин.

Источник: Коммерсантъ, №233, 18.12.13

Автор: Гришина Т.