Страховые компании меняют подход к размещению резервов. Длинные инструменты, такие как облигации, их больше не прельщают: страховщики предпочитают короткие депозиты.

Страховщики меняют подходы к управлению ликвидностью, отказываясь от корпоративных облигаций в пользу менее рискованных депозитов. «Многие крупные компании в последнее время отзывали депозиты и отказывались от покупки облигаций банков и лизинговых компаний, иногда даже в ущерб бизнес-интересам работы с эмитентами по страхованию встречного бизнеса», – говорит предправления страховой группы «СОГАЗ» Сергей Иванов.

Это естественное движение рынка в условиях увеличения рисков и ставок, говорит гендиректор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов: «Не думаю, что это особенность поведения страховщиков. Все размещаются в более надежных банках и на более короткие сроки». Компании, по его словам, пока удается выдерживать баланс между желанием получать бизнес от банков и необходимостью ужесточать требования по надежности. «Структуру портфеля мы не меняем. Перекладываемся, как правило, под лучшие ставки, потери от досрочного отзыва [депозитов] покрываются доходом от выросших процентных ставок», – объясняет директор департамента управления активами «АльфаСтрахования» Александр Байдаков.

«Деньги страховщиков стали более интересны банкам, ибо тема дефицита рублевого и валютного фондирования заметно обострилась, ставки за несколько месяцев выросли оценочно на 2 п.п., – говорит главный аналитик Нордеа Банка Денис Давыдов. – Свободная ликвидность (без права досрочного отзыва), длинная, и особенно валютная, – в цене и, похоже, надолго!»

Доля акций сведена практически к нулю, отмечает Иванов. В первом полугодии СОГАЗ сформировал большой портфель ликвидных облигаций, в том числе госбанков: доходность по ним превышала ставки по годовым депозитам этих банков. «Сейчас тенденция обратная, наращиваем депозитный портфель, облигации, как правило, держим до погашения, – говорит он. – У нас есть ряд структурированных депозитов, по которым мы можем получить хорошую ставку в случае досрочного расторжения депозита через 3, 6, 9, 12 месяцев, а также соглашения о минимальном неснижаемом остатке».

У «Ингосстраха» нет необходимости совершать резкие действия, которые могут привести к каким-то потерям, связанным с досрочным расторжением депозитов, или необходимости фиксировать убытки на плохом рынке, говорит гендиректор Михаил Волков: «Большая часть активов <…> продолжает размещаться в депозиты устойчивых банков».

На рынке заметно желание укоротить сроки размещений «на всякий случай» – если будет давление на ликвидность в связи с ростом выплат страховых размещений, влияет и ожидание роста ставок, продолжает Иванов. Из длинных и рискованных инструментов уходит большинство рациональных инвесторов, страховщики не исключение, уверен гендиректор «Югории» Алексей Охлопков: в приоритете депозиты, госбумаги, инвестиции в связанные компании. «Югория» год назад утвердила инвестиционную декларацию. «Очень консервативный список – только ведущие эмитенты страны и только топовые банки, – рассказывает Охлопков. – Плюс небольшие депозиты в банках-партнерах. Консервативный портфель не приносит более 7–8% годовых постоянно, более рискованный в кратко-среднесрочной перспективе – 10–12%. На длительном промежутке времени, я уверен, консервативный портфель покажет большую доходность».

В последние два месяца ставки выросли примерно на 1,5–2,5 п.п., отмечает руководитель корпоративного блока Промсвязьбанка Владимир Яшин, но размер депозитов страховых компаний в последнее время не изменился. Вместе со ставками может вырасти и инвестиционный доход страховщиков по итогам 2014 г. и в 2015 г.

Гендиректор «Эксперта РА» Павел Самиев не заметил «глобальных изменений структуры инвестиций, подавляющая часть реальных инвестиций – банковские инструменты». Что касается фондовых инструментов на балансах страховщиков – они, по его словам, «результат не инвестиций, а рисования: если кто-то рассказывает, что сокращает долю в фондовых инструментах, – это [как правило] лукавство» (см. врез).

Скрытые резервы

Год назад «Эксперт РА» оценивал до 20% инвестиций страховых компаний как фиктивные против 50% в 2008 г. «Это не относится к компаниям, у которых на балансе есть портфель торгуемых бумаг, но по сравнению с общим объемом финансовых инструментов это незначительная часть», – считает Самиев, оценивая долю средств страховщиков на фондовом рынке в «несколько процентов».

Источник: Ведомости, №182, 01.10.14

Авторы: Нехайчук Ю., Рожков А.