Правозащитники предлагают расширить список страховых случаев для заключенных и внести пункт «избиение сотрудниками ФСИН». Такие меры, по мнению экспертов, снизят уровень насилия в тюрьмах. Сейчас в договоре есть только два пункта  – «смерть» и «инвалидность по вине сотрудников пенитенциарной системы». Подробности – у Аэлиты Курмуковой.

 

Страхованием заключенных в России занимаются всего три компании. До этого два игрока, в их числе «Военная страховая компания», ушли с рынка. Жизнь заключенных начали страховать с 2009 года. В договоре только два риска – смерть и инвалидность заключенного, которая наступила по вине сотрудников ФСИН. Правозащитники предлагают расширить список страховых случаев и включить в страховку насилие и избиение заключенных сотрудниками пенитенциарной системы, сообщил руководитель правозащитной организации «Социальные права и защита осужденных и заключенных под стражу» Игорь Нагаткин.

«Мы стараемся отслеживать всех осужденных, которые проходят через нас, кого застраховали, в каком регионе, где они находятся. Потому что еще пока в России не было такого случая, чтобы произошла страховая выплата. Потому что администрация, как только узнает, что начинает включаться страховая компания совместно с правозащитниками, они стараются сгладить все это и прекращают какие-либо насильственные действия в отношении осужденных», – заявил Нагаткин.

Систематические жалобы правозащитников и заключенных колоний на действия сотрудников ФСИН пока не дали никаких результатов. Хотя после бунта в Копейске уволены несколько генералов ведомства. Если страхованием осужденных займутся крупные игроки, ситуация в тюрьмах изменится, считает лидер движения «За права человека» Лев Пономарев.

«Самый знаменитый случай, когда в Копейске убили четырех заключенных в 2008 году. Это был этап, заключенные отказались раздеться. Всякого рода унижения там применяют, просто убили. Когда страхуют заранее на этапе, тогда правозащитник заранее звонит в ту колонию, в которую придет этап, и говорит: «Имейте в виду – он застрахован, будете отвечать». Всегда стопроцентно действует», – пояснил Пономарев.

Крупные игроки пока не готовы страховать заключенных. Для определения страхового случая сотрудники компаний не могут попасть в колонии. Да и у адвокатов ограничено время на общение с осужденными, сообщил вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин.

«Фактор контроля, в первую очередь за состоянием клиента, является здесь ключевым, потому что мы страхуем по рискам причинения вреда жизни и здоровью. Надо тогда менять некоторые вещи, связанные с пенитенциарной системой. Менять систему содержания, систему допуска туда людей, иначе это будет либо несоразмерный тариф, либо отсутствие каких-либо страховых случаев. Медицинское заключение выдают первичные органы, которые находятся там, а это, как правило, учреждения, которые полностью подчинены самому изолятору», – сказал Соломатин.

Договор страхования заключают близкие родственники осужденного. Копия направляется в канцелярию ИК, сообщил руководитель программы страхования жизни и здоровья заключенных «РК-гарант» Михаил Шнейдерман.

«Вы знаете, что у нас более 700 тыс. человек находятся в местах заключения по приговору суда. И всего-навсего сотни заключенных застрахованы. 12-го будет совещание с руководством ФСИН. У меня там выступление на тему того, чтобы была возможность использовать лицевые счета заключенных для того, чтобы они сами могли оплачивать страховку», – считает Шнейдерман.

Чтобы подобная система работала, необходим комплекс мер, уверен председатель Координационного совета профсоюза сотрудников милиции Михаил Пашкин.

«Такая страховка должна делаться за счет учреждения, я думаю. Определенная сумма, типа ОСАГО, будет очень действенной, если выплаты по ней будет осуществлять ФСИН. По крайней мере, часть выплат. Не федеральное казначейство. Тогда чем больше инвалидов, тем меньше денег будет у этой Федеральной службы исполнения наказаний», – предложил Пашкин.

В Нигерии в начале 2000-х годов принята программа государственного медицинского страхования, которая распространяется на заключенных тюрем. Она распространяется на все виды заболеваний, расходы оплачивает правительство.

В США, наоборот, попавшие за решетку теряют право на медицинское страхование по государственным программам Medicare и Medicaid. Кроме того, законы многих штатов запрещают страхование жизни заключенных.

В 2011 году тюрьма Тихар в индийском Нью-Дели запустила первый в стране эксперимент, позволив заключенным в добровольном порядке оформить страхование жизни. В нем участвовали около 1 тыс. лишенных свободы. Акция проводилась в сотрудничестве с компанией Max New York Life Insurance.

Минимальная цена страховки для заключенных в России – 1700 руб. Страховая сумма – 50 тыс. Можно застраховать осужденного на миллион. Страховая премия в этом случае составляет 35 тыс. руб.

Источник: Коммерсантъ FM, 10.12.12

Автор: Курмукова А.