Несмотря на то что ОМС и ОСАГО – два вида обязательного страхования, ОМС «растет как на дрожжах», а ОСАГО считается убыточным. Можно ли сделать рынок ОСАГО стабильным без резкого повышения тарифов?

 

Сегодня решается вопрос о будущем ОСАГО. Минфином подготовлен законопроект о реконструкции рынка обязательного автострахования. Документ предусматривает постепенное увеличение страховых выплат. В частности, возмещение вреда жизни и здоровью потерпевшего должно вырасти с нынешних 160 до 500 тысяч рублей. А суммы возмещения вреда, причиненного имуществу, – со 120 до 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего. При этом у потребителя появляется право выбора возмещения – ремонт или деньги.

Кроме того, законопроект расширяет перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего. Еще одно новшество – увеличение лимита выплат при самостоятельном оформлении ДТП (так называемый европротокол). До 400 тысяч в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области и до 50 тысяч в остальных регионах России. При этом необходимым условием является предоставление страховщику фото- или видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств.

Замруководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева отмечает, что «сохранение действующих тарифов в ОСАГО возможно без корректировок на первом этапе реализации предложенных правительством изменений, в том числе по повышению страховых сумм». По расчетам Минфина, у страховщиков ОСАГО есть определенный «резерв экономии». К примеру, при расчете действующего тарифа предполагалось, что выплаты за ущерб жизни и здоровью граждан окажутся значительно выше нынешнего уровня. По расчету Минфина, средняя выплата по этим рискам должна была составлять 70–90 тысяч рублей, в то время как сегодня средний уровень выплаты по этим рискам составляет всего около 23 тысяч рублей. Минфин полагает, что у страховщиков ОСАГО существует резерв экономии в пределах 15% в структуре тарифа.

Таким образом, считает Вера Балакирева, страховщики ОСАГО смогут «продержаться» на действующих тарифах в первое время после принятия закона с увеличением лимитов ответственности.

У страховщиков противоположная точка зрения на этот счет.

Страшилки для рынка

В середине марта Госдума отложила рассмотрение законопроекта о повышении лимитов выплат ОСАГО. Официальная версия – для проведения дополнительных консультаций. Страховщики надеются, что отсрочка принятия этого законопроекта позволит им добиться увеличения тарифов автострахования. Пока еще в Государственной Думе не нашли общего понимания, что нужно повышать страховые тарифы по ОСАГО, объясняют отсрочку страховщики, но уверены, что среди них есть мощные лобби, которые все равно способны добиться положительного решения вопроса. Стоит отметить, что еще в феврале крупные страховые компании посчитали поправки в закон фактически «приговором» их бизнесу и обратились к правительству, в Минфин и Госдуму с письмом-предостережением о сворачивании бизнеса по ОСАГО в силу его убыточности. Страховщики, среди которых «Росгосстрах», «Ингосстрах», «PECO-Гарантия», «АльфаСтрахование», «ВТБ Страхование», СОГАЗ, заявили, что повышение лимитов без одновременного увеличения тарифов приведет к банкротству множества игроков рынка.

Если посмотреть на ситуацию с точки зрения фактического использования средств страховых резервов, повышение страховых выплат без повышения тарифов действительно может привести к краху рынка обязательного автострахования. Дело в том, что теоретически страховые взносы направляются на формирование страховых резервов, из которых 20% идет на ведение дела, а 80% – неприкосновенные деньги, которые предназначены только для выплаты страхового возмещения. Так вот, если 20% железно идут на ведение дела, то из 80% как бы неприкосновенного фонда около 40% выплачивается в виде комиссионных агентам. При таком раскладе повышение уровня выплат становится чреватым для страховщиков. По словам главы ФСФР Дмитрия Панкина, «если уровень комиссионных вознаграждений посредникам при заключении договоров ОСАГО будет составлять 40–50%, как происходит сегодня, не хватит никаких тарифов для организации выплат». Но все же, если учесть, что с 1 января нынешнего года вступил в силу закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков» и теперь, если по вине перевозчика произойдет авария, в результате которой пострадает жизнь, здоровье или имущество пассажиров, возмещать ущерб потерпевшим или их родственникам будет страховая компания, то тучи над головами страховщиков действительно сгущаются. Ведь страховое возмещение в случае смерти пассажира составит 2,025 млн рублей, выплаты за ущерб здоровью – также в пределах двух миллионов рублей. Зная нашу статистику автопроисшествий (уже с начала 2013 года на дорогах страны погибло около трех тысяч человек), опасения страховщиков становятся понятны. Ведь даже при условии сокращения комиссионных агентам (к примеру, до 10%) высвобожденных ресурсов может не хватить. «Статистика показывает, что количество ДТП не снижается, а увеличивается. Денег может хватить, чтобы сделать выплаты только на 500 тысяч рублей», – говорит председатель правления Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков (СМАС) Геннадий Плотников.

Компромисс

Можно ли сделать так, чтобы и ОСАГО было безубыточным для страховщиков, и выплаты гражданам могли быть обеспечены высокие?

В Минфине считают, что тариф должен быть поднят до 25%. В РСА готовы взвинтить ценник сразу вдвое. Страховщики настроены категорично: если повышать выплаты, то, следовательно, нужно повышать тарифы. Третьего не дано. «Если не изменять стоимость услуги, то повысить рентабельность можно только через снижение себестоимости. В страховании себестоимость – это объем покрытия (лимит ответственности страховой компании), то есть необходимо снижать лимиты ответственности. Но сейчас все изменения идут только в сторону увеличения покрытия», – комментирует проблему директор Дивизиона «Сибирь» «Группы Ренессанс страхование» Евгений И.

Со слов страховщиков, базовые тарифы по ОСАГО не пересматривались ни разу с момента принятия закона, а цены за десять лет выросли более чем на 200%. Аргумент можно было бы принять за «железный», если бы не парочка щекотливых нюансов. Первый – это то, что страховщики умалчивают о повышающих коэффициентах, которые для наиболее убыточных регионов корректировались дважды – в 2009 и в 2011 годах. И мера эта имела исключительную эффективность. По сведениям РСА, за девять месяцев 2012 года размер средней премии составил 2956 рублей, что на 16% выше показателей аналогичного периода 2011 года. В итоге за прошлый год российский рынок ОСАГО вырос почти на 20%, до 121 млрд рублей, и примерно половину этой прибавки дал эффект от изменения коэффициентов. Второй – страховщики закрывают глаза на свою собственную «кухню», то есть на вышеупомянутые огромные расходы на ведение дел и на агентов.

Геннадий Плотников пытается быть дипломатичным: «Нужно повышать тарифы. Но повышать незначительно. На 20–30 процентов. При этом сокращать законодательно комиссионные агентам. Одновременно строго соблюдать нормативы по расходам на ведение дела. Это позволит увеличить резервы по возмещению в большем объеме». Аналитики же считают более адекватной мерой наценку тарифа на 50%. При этом панацеи в сокращении административных расходов они не видят. «При росте лимита выплат, который планируется в рамках данных поправок, повышение страховых премий более чем на 50% – нормальное явление. Мне кажется сложным за счет снижения административных расходов (которые в структуре расходов страховщика занимают незначительную долю) достигнуть такого значимого сокращения роста базовых тарифов. Да я и не вижу возможностей по значимому снижению административных расходов», – отмечает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. Но другие варианты все-таки есть. Кроме повышения тарифов, без которого игроки рынка не видят свет в конце тоннеля, страховщикам нужно сделать привлекательным рынок добровольного автострахования. «К примеру, если автолюбитель заключает добровольный договор автострахования, то ему тогда по ОСАГО делать скидку. И это нужно закрепить законодательно. Если законодательно не закрепить, скажут – он нарушает, так как сегодня скидки по ОСАГО не разрешаются», – полагает Плотников.

Добровольное страхование существует дополнительно к ОСАГО. «Покупая полис ОСАГО, можно купить и добровольное страхование. При этом можно назначать любые страховые суммы. Хоть пять миллионов. Тем не менее, практика показывает, что только пять процентов автомобилистов покупают полис добровольно. Судя по всему, дополнительный полис за тысячу выгодно покупать владельцам машин стоимостью от одного миллиона рублей. Сегодня по ОСАГО в случае страховой ситуации можно рассчитывать только на 120 тысяч рублей (это максимальная выплата по имуществу – по данным РСА, на такие суммы приходится только 3,2% от всех выплат ОСАГО по имуществу), поэтому гораздо выгоднее купить ОСАГО и дополнительный полис добровольного страхования своей ответственности. Заплатив дополнительно тысячу рублей, автолюбитель защищает себя в случае страхового случая, к осаговским 120 тысячам добавит еще 900 тысяч рублей от каско», – рассказывает Плотников.

Еще один, уже поистине революционный, поворот на рынке ОСАГО может сделать законодательное нивелирование сети агентов, которым страховщики сегодня вынуждены отдавать 40% комиссионных. Почему так много? Таковы правила рынка. Агенты имеют базу клиентов и продают ее и себя задорого. В таком случае можно решить проблему с помощью своеобразного дамоклова меча – просто отсечь сеть посредников. «Законодательно надо закрепить, чтобы страховые компании продавали полисы не через агентов, а через офисы, – говорит Геннадий Плотников и, осознавая всю монументальность сказанного, добавляет: – Агенты на меня, конечно, обидятся. Скажут: ты что, Диомедыч! Но пусть идут работать в страховые компании. Вот система ОМС не так затратна. Почему? Ведь там агенты не выдают полисы. Там не нужно содержать такую агентскую сеть. Люди сами приходят в страховую медицинскую организацию и получают полисы ОМС. Так сделайте в ОСАГО так же! Запретите покупать полисы у агентов. Пусть люди приходят в страховую компанию или в дополнительный офис. Тогда расходы на ведение дел уменьшатся». Такую меру аналитики рынка не считают ни бредовой, ни фантастической, но говорят о ней осторожно.

«В России пока очень мало страховых компаний, которые продают страховки через канал DI (Direct Insurance – прямое страхование). На Западе такой способ продажи страховых полисов очень популярен, так как позволяет снизить издержки страховщика и предлагать клиенту конкурентные цены. В России основные игроки на этом рынке – Intouch и «Ренессанс Страхование». И все-таки есть как минимум несколько причин, которые замедляют рост этого вида продаж. Во-первых, высокие затраты на разработку процесса и поддержку (на начальном этапе). Во-вторых, конкуренция внутри компании между направлениями, что негативно сказывается на финансовых результатах страховщика. В-третьих, пока еще низкий спрос из-за отсутствия отлаженного и прозрачного механизма предложения, когда клиенту «все понятно». Российскому потребителю проще позвонить страховому брокеру и не тратить время на изучение всех возможных комбинаций, опций, коэффициентов. В целом, рынок прямых продаж растет, но заменить им брокерский канал, наверное, не получится. Да и снижение издержек страховщика будет несколько компенсировано ростом затрат на маркетинг», – рассуждает Антон Сороко.

График. Динамика рынка ОСАГО в СФО

 

Источник: Эксперт Сибирь, №12, 01.04.13

Автор: Ольховская У.