Hanzhin MКомментарии лидера Ассоциации по защите прав автострахователей Максима Ханжина:

– С начала действия закона об ОСАГО в 2003 г. «Росгосстрах» всегда находился на особом, привилегированном положении. Он имел значительные преимущества по сравнению с другими компаниями и всегда позволял себе с пренебрежением относиться к своим клиентам и к своим партнерам – конкурентам по страховому рынку.

Огромная филиальная сеть, которая не была заслугой руководства компании, а досталась «Росгосстраху» по наследству, и наличие в названии компании букв «ГОС», которые до сих пор у многих клиентов вызывают ощущение, что эта компания является государственной, позволили «Росгосстраху» завоевать значительную долю рынка ОСАГО и вести себя безнаказанно.

Все, кто следит за развитием страхового рынка в России, хорошо помнят ряд действий, которые предпринял «Росгосстрах» в течение последних нескольких лет. К ним можно отнести следующие события:

– создание сети собственных операторов ТО и выдача диагностических карт до прохождения техосмотра, что дискредитировало систему ТО в целом;

– избирательное поведение при урегулировании убытков по ПВУ (прямое возмещение убытков), когда «Росгосстрах» принимал заявления только по ДТП с незначительным ущербом, а потерпевших с крупными убытками отправлял к страховщикам виновников, что вызывало негативную реакцию со стороны других СК и позволило «Росгосстраху» «заработать» на этой системе существенные средства;

– навязывание дополнительных услуг при продаже ОСАГО – не имеющее спроса у водителей страхование от несчастного случая и другие непопулярные страховые продукты до сих пор заставляют купить в офисах «Росгосстраха» при покупке полиса ОСАГО;

– нарушение закона об ОСАГО в части применения КБМ (скидки за отсутствие аварий) – «Росгосстрах» можно отнести к самым злостным нарушителям этого условия;

– по нашим данным, масса обращений от потерпевших связана с постоянным затягиванием сроков рассмотрения убытков и существенное занижение размера выплат.

Все эти нарушения видны невооруженным взглядом очень давно не только правозащитным организациям, но и мегарегулятору – ЦБ. У нас происходящее вызывает вопросы: почему ЦБ как мегарегулятор до сих пор не применял жестких мер к этой компании, позволяя ей оставаться безнаказанной и из года в год увеличивать объемы продаж?

Для снижения риска возникновения катастрофической ситуации на рынке ОСАГО ЦБ необходимо было заранее подготовить почву. Нам известно, что объем денежных средств, имеющихся в распоряжении компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА), значительно меньше объема ответственности, которая сейчас есть у «Росгосстраха». Это означает, что в случае отзыва лицензии у этой огромной компании РСА не сможет удовлетворить требования всех потерпевших. Часть из них не смогут получить страховое возмещение и останутся ни с чем.

Для недопущения подобной ситуации ЦБ и РСА должны были отрегулировать систему таким образом, чтобы ни одна из компаний, имеющих право продавать ОСАГО, не имела возможность набрать объемы ответственности более 10% от всего рынка ОСАГО. В этом случае уход из ОСАГО любой из страховых компаний не приводил бы к таким драматическим последствиям.

В нынешней ситуации все стали заложниками компании, которую можно назвать монополистом в ОСАГО. Мы очень надеемся, что такие решительные действия ЦБ, несмотря на свою опасность, просчитаны на несколько шагов вперед и не приведут к краху ОСАГО.

Информация предоставлена ассоциацией

Источник: Википедия страхования, 28.05.15