BanksЦБ приобрел статус мегарегулятора довольно давно уже — в 2013 году, однако только в последнее время начал говорить о создании реальных «мегаинститутов» объединенного финансового рынка.
Первые осторожные шаги в этом направлении были сделаны, когда АСВ «отдали на растерзание» не только банки, но и НПФ. На очереди, очевидно, страховые компании (те, которые занимаются накопительным страхованием жизни). Теперь вот ЦБ создает единую платформу-маркетплейс (горячий привет всем «граммар-наци»), которая будет консолидировать сведения обо всех клиентах всех финансовых организаций — банков, страховых компаний, микрофинансовых организаций, ломбардов, инвесткомпаний и пенсионных фондов. А может, и коллекторов, которые хотя и регулируются службой судебных приставов, но тоже, наверное, захотят «оглобалиться» ради пользы своего дела.
Дело, наверное, хорошее. Кроме практической пользы налицо и экономическая. Здесь и синергия, и экономия расходов. Вместо пяти-шести платформ создается одна, все клиенты как на ладони. Предвижу, что скоро не придется, например, таскать в свой банк ежегодно копию договора о страховании ипотечной квартиры — банк ее сам увидит и «пришьет» куда надо. Очень удобно. Или отказал банк потенциальному клиенту в займе, а у него в почте уже лежат десять предложений от микрофинансовых организаций. Одно другого выгоднее, конечно.
Но ведь затем финансовый сектор и отдавали единому регулятору, чтобы синергию какую-то получить, прекратить перетягивания каната между ФСФР-Минфином-ЦБ-страхнадзором и добиться единства государственной политики в чрезвычайно важных секторах экономики. Вот он и стелит под рынок общую платформу. Вопрос только в том, все ли сегменты этого финансового рынка будут допущены к работе с ней.
Вопрос этот не праздный — если прежде финансовый рынок для частных потребителей ограничивался одними банками, сопутствующими сервисами вроде систем денежных переводов и крохотным сегментом коллективных инвестиций, то теперь можно запутаться в одних пенсионных фондах. И важно еще, чтобы это не была платформа «для банков и, так уж и быть, остальной мелочи по остаточному принципу».
Рынок разросся, окреп количественно и начал расти качественно. При этом банки, оставаясь безусловным ключевым элементом финансового рынка, перестают подавлять своей величиной другие сегменты. Наверное, будет преждевременно говорить, что какое-то из этих направлений — МФО ли, страховщики, НПФ или фондовый рынок — сопоставимо по масштабам с кредитными организациями, но все вместе они уже не выглядят лилипутами у ног великана. Образно выражаясь, тысяча собачек если и не могут сравниться по силе с медведем, то попортить ему шкуру до полной нетоварности способны всегда.
Но этот диверсификационный рост все равно недостаточно быстр, он скорее эволюционен. Хотя в ЦБ понимают его значение. В материалах Банка России, посвященных условиям проведения денежно-кредитной политики в I квартале 2017 года, сказано, что прирост финансовой активности в последние годы обеспечивали не банки, а прочие финансовые организации (инвестиционные фонды, страховые компании, микрофинансовые организации). И что даже средства банков зачастую попадали в экономику не напрямую, а при посредничестве специализированных небанковских организаций. В будущем же баланс сил участников финансового рынка может еще больше измениться в сторону увеличения роли небанковского сектора.
Правда, произойдет это не так быстро, как представляется (и хотелось бы) многим. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в июле текущего года подготовил исследование, в котором спрогнозировал на весьма долгий период (до 2035 года) размер и структуру финансового сектора России при инерционном развитии. По мнению специалистов центра, если в 2014 году банковские активы превышали активы небанковских институтов (страховых компаний, НПФ, взаимных фондов) в 10,3 раза, к 2025 году это соотношение сократится всего до 3,5-4 раз, а к 2035-му — до 3-3,5.
То есть «взрывного» роста ждать не стоит. Но в силах ЦБ обеспечить небанковским организациям режим «наибольшего благоприятствования». И общие институты, которые будут служить консолидирующим фактором для разных сегментов финансового рынка, могут здесь сильно помочь. Надо только сделать их хорошими, а не как всегда.

Источник: банки.ру, 17.10.2017